15 апреля 2008 года
<…>
На состоявшейся 5 февраля встрече ХХХХХ (абсолютно конфиденциальная информация), имеющий американо-ливийское гражданство, сообщил, что Восточная Ливия остаётся очагом экстремистской активности, которую спецслужбы Ливии могут контролировать относительно ограничено.
ХХХХХ сказал, что Восточная Ливия страдает от диспропорционально высокого уровня безработицы, особенно, среди молодых мужчин в возрасте от 18 до 34 лет. «По крайней мере, половина» молодых мужчин в этой возрастной категории является безработной или занятой на временных работах. Ситуация частично отражает позицию режима Каддафи, которая заключается в том, что если держать восточное население в бедности, оно будет не в состоянии противопоставить режиму какую-либо серьёзную оппозицию. ХХХХХ процитировал ливийскую поговорку: «Относись к ним как к собакам, и они последуют за тобой как собаки».
ХХХХХ сказал, что недавние события в Бенгази и Дерне дают основания полагать, что предпосылка правительства не без изъяна. Члены его семьи, с которыми он поддерживает постоянный контакт, рассказали ему в этот раз, что в прошлом году между местными экстремистами и правительственными военнослужащими произошли жестокие столкновения. В ходе одного инцидента экстремисты открыли огонь вблизи больницы в Бенгази, чтобы их раненый сотоварищ смог получить медицинскую помощь. В другом случае произошла перестрелка или взрыв (сведения разнятся) на круговой развязке в пригороде Бенгази, когда офицер полиции попытался остановить транспортное средство, в котором ехали экстремисты. ХХХХХ также рассказал о неконкретных случаях экстремистских рейдов, которые, как надо понимать, были связаны с Ливийской исламской боевой группой. Рейды были предприняты на полицейские и военные объекты с целью захвата оружия.
Нечего терять
ХХХХХ сказал, что проживающим в Восточной Ливии безработным, лишённым гражданских прав молодым людям «нечего терять», поэтому они «готовы пожертвовать собой» во имя бóльшего, принимая участие в религиозном экстремизме. «Они знают, что их жизни ничего не стоят, поэтому они стремятся придать своим жизням значение через смерть», - сказал он. Отсутствие работы и туманные перспективы трудоустройства в будущем вкупе с растущей стоимостью жизни означают, что многие молодые люди не имеют достаточно средств для обзаведения семьёй, что лишает их основного показателя социального статуса и стабильности в по-прежнему традиционном обществе. Как и в некоторых областях соседнего Египта, средний возраст вступающих в брак мужчин повысился. Многие теперь женятся после 30 лет, что в недавнем прошлом рассматривалось как «средний возраст».
Привлекательные компенсации за мученичество
ХХХХХ заявил, что некоторые молодые люди, в особенности, из обедневших кланов, мотивированы обещаниями долгосрочных финансовых компенсаций их семьям, если они осуществят «мученические акты» в Ираке или других странах. Отметив, что доходы в восточной части страны невелики, он предположил, что экстремистские сети привлекают молодых людей в группы террористов-смертников, предлагая их семьям сравнительно небольшие выплаты в 150-200 ливийских динаров в месяц (примерно 120-160 долларов). (Примечание: бóльшая часть государственных зарплат варьируется от 250 до 330 ливийских динаров в месяц).
«Извращённое чувство гордости»
Относительное отсутствие у населения востока страны гражданских прав вкупе с исторической ролью этого региона как очага оппозиции турецкой, а затем итальянской оккупации составляют «извращённое чувство гордости» среди восточных ливийцев, которые рассматривают себя основными поставщиками молодых людей для джихада в Ирак и другие страны, сказал ХХХХХ. Он рассказал о большом ужине, устроенном в Дерне другом его семьи. Разговор между молодыми людьми среднего возраста в основном шёл о двоих молодых людях из Дерны, которые недавно подорвали себя в Ираке. Гости выразили «соболезнования и поздравили» родственников погибших молодых людей. ХХХХХ сказал, что был поражён степенью враждебности по отношению к коалиционным войскам в Ираке и очевидной гордостью гостей тем, что сыновья их родины «нанесли удар» по «оккупационным силам крестоносцев в Ираке».
Он подчеркнул, что тот ужин был одним из немногих случаев, когда он ощущал в Ливии дискомфорт, оттого что является гражданином США. По мнению ХХХХХ, ливийцы не обязательно настроены против американцев, но они решительно выступают против американского военного присутствия в Ираке или любой другой мусульманской стране. В 1980-е годы все возражали против присутствия советских войск в Афганистане, сегодня – это американское присутствие в Ираке.
Отметив, что лидер ливийского сопротивления итальянской оккупации в начале 20-го века, национальный герой Омар Мухтар, был родом из восточной деревни Джансур, ХХХХХ предупредил, что было бы заблуждением полагать, что молодые люди из Дерны едут в Ирак, чтобы стать смертниками, только из-за безработицы и обещания денежной поддержки своих семей. Этот регион имеет долгую и гордую историю сопротивления любым оккупационным силам, и его население гордится своей готовностью «бороться за справедливость и веру», несмотря на свою относительную бедность.
Ирак как «местный» вопрос
ХХХХХ отметил, что джихад в Ираке рассматривался многими молодыми людьми из Восточной Ливии как местный вопрос. Среди факторов, усугубляющих такое восприятие, он назвал агитационное влияние ливийских бойцов, воевавших раньше в Афганистане, а теперь вербующих молодых восточных ливийцев для операций в Ираке, влияние спутниковых телеканалов на арабском языке, Интернет, дающий возможность обмена информацией и координации логистики, а также возможность относительно свободного посещения Ирака. Друзья и родственники рассказали ХХХХХ о репортажах в СМИ, сообщавших о том, что второй по величине контингент иностранных боевиков, задержанных в прошлом сентябре на иракско-сирийской границе в ходе операции «Цель Массеи» и опознанных по документам, составляли ливийцы, в основном жители Дерны и восточных окраин. ХХХХХ отметил, что большинство жителей Дерны, обсуждавшие данный инцидент, казалось, гордились тем, что их небольшой город внёс такой большой вклад в джихад против коалиционных сил в Ираке.
Радикальный характер «закодированных» проповедей в мечетях на востоке страны
ХХХХХ частично обосновал позицию безжалостности, распространённую в Бенгази и Дерне, проповедями имамов в мечетях Восточной Ливии, которые, по его словам, являются значительно более радикальными по своей сути, чем проповеди в других частях страны. Пятничные хутбы содержат особенно много «закодированных фраз», призывающих прихожан поддержать джихад в Ираке и других странах путём непосредственного участия или денежных пожертвований. Прямые или косвенные намёки на «действия мучеников» были нередки. В отличие от проповедей в мечетях Бенгази и Дерны, идея джихада крайне редко упоминалась в мечетях Триполи и других частях страны.
Архитектура и география затрудняют осуществление правительственного контроля над восточными мечетями
Отчасти трудность для властей в вопросе контроля над восточными мечетями составляет тот факт, что ревностные имамы проповедуют в небольших мечетях на окраинах городов и в сельской местности. ХХХХХ упомянул о почти праздничной атмосфере, в которой проходила одна из его поездок с родственниками в отдалённую сельскую мечеть, чтобы прослушать проповедь «скандального» имама. В отличие от Триполи, мечети на востоке страны меньше по размерам и более многочисленны, что затрудняет наблюдение за ними. Архитектура и местное культурное наследие также играют свою роль: многие мечети на востоке не похожи на традиционные мечети в других частях страны, являясь отчасти отражением псевдосекретной традиции лож Сенуссийи, развернувшейся в Восточной Ливии в середине 19-го века. Тот факт, что многие мечети нелегко распознать внешне, затрудняют задачу спецслужб по наблюдению за ними, сказал ХХХХХ. Он заявил, что о наблюдении спецслужбами за мечетями в центре городов «широко известно» на востоке, однако, наблюдение за отдалёнными мечетями на окраинах и в городах вокруг Бенгази и Дерны представляет для спецслужб проблему.
<…>
Комментарий:
<…>
Согласно расхожему мнению, население Восточной Ливии более бедно и лишено гражданских прав отчасти вследствие проведения намеренной политики. Однако высокопоставленные официальные лица правительства Ливии недавно обратили особое внимание на необходимость решения проблем на востоке. Саиф аль-Ислам Каддафи провёл в 2006 и 2007 годах первые две встречи своего ежегодного Молодёжного форума в Бенгази, выступив с важным обращением к собравшимся. Он провёл в Бенгази много времени в преддверие обоих событий, представляя проекты экономического и социального развития под эгидой якобы неправительственного «Фонда развития Каддафи», которым он руководит. Среди них был стоящий более миллиарда долларов «зелёный» проект развития экологической туристической области, прилегающей к греко-римским руинам в Кирене, неподалёку от Бенгази. Также продолжается масштабная реконструкция порта Бенгази, направленная на увеличение объёма грузооборота и создание новых рабочих мест. Наибольшее опасение вызывает факт гордости восточных ливийцев, особенно в районе Дерны, в отношении участия их сынов в повстанческом движении в Ираке. Проповеди радикально настроенных имамов и участие населения востока страны в джихаде, несмотря на действия со стороны спецслужб, дают основание полагать, что заявления о том, что восточная часть страны находится под контролем правительства Ливии, могут быть преувеличены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий