22 ноября 2011

Goldman Sachs, хозяин Европы


Стивен Фоли
18 ноября

Назначение на пост премьер-министра Италии Марио Монти знаменательно по многим причинам. Потерял власть обросший скандалами, но недвижимый как скала Сильвио Берлускони. Установление правил неизбранных в ходе народного голосования технократов означает прекращение действия правил демократии, а, возможно, и конец её самой. А приход к власти в государстве на Западе ведущего советника Goldman Sachs говорит о новых политических вершинах, которых может достигнуть инвестиционный банк, чья деятельность имеет для политики ярко выраженный отравляющий эффект.

И в этом заключается самое главное – гигантский скачок или, даже вероятно, успешная кульминация проекта Goldman Sachs.

И речь идёт не только о Монти. Руководство Европейского Центробанка, другого основного игрока в драме государственных долгов, осуществляется бывшими экспертами Goldman Sachs, а воспитанники этого банка контролируют большое количество вопросов в коридорах власти почти каждого государства Европы, равно как и в США в течение всего экономического кризиса. Вплоть до прошлой среды Европейским отделением МВФ руководил также человек Goldman Sachs – Антонио Борхес – подавший в отставку по личным причинам.

Ещё до начала смутного времени в Италии репутация Goldman Sachs в этой стране принесла ему название «Кальмар-вампир». Теперь его щупальца достигли верхушки еврозоны, и скептики всё громче говорят о масштабе влияния банка. В ближайшие недели будут приняты решения, которые определят, сможет ли еврозона выплатить свои долги, в то время как интересы Goldman Sachs тесно переплетены с ответом на этот вопрос.

Саймон Джонсон, бывший экономист МВФ, в своей книге «13 банкиров» утверждает, что Goldman Sachs и другие крупные банки во время кризиса стали настолько близки к правительству, что США, на самом деле, превратились в олигархию. По крайне мере, европейские политики не «покупаются» корпорациями, как это делается в США, пишет он. «В Европе политическая элита и банкиры разделяют мировоззрение, у них есть общие цели, и они взаимодействуют в поддержании иллюзий».

Это и есть Проект Goldman Sachs. Проще говоря – зажать правительства в тиски. Любое бизнес-предприятие хочет, чтобы его интересы продвигались законами, которые могли бы их задушить, и политиками, которые предоставят им налоговые льготы. Но речь идёт не просто о лоббировании. Goldman Sachs консультирует правительства и обеспечивает их финансирование, назначает своих людей на государственные посты и соблазняет прибыльными рабочими местами людей, работавших в правительствах. Суть Проекта заключается в создании такого тесного обмена людьми, идеями и деньгами, что становится невозможно отличить интересы общественности от интересов Goldman Sachs.

Монти – один из самых значительных экономистов Италии, бóльшую часть своей карьеры он посвятил академической и исследовательской областям. В Goldman Sachs им заинтересовались после 1995 года, когда Берлускони назначил Монти в Европейскую Комиссию. Вначале комиссар по вопросам внутреннего рынка, затем специальный комиссар по вопросам конкуренции, Монти принимал решения, от которых зависели сделки по слиянию и приобретению контрольных пакетов акций, над которыми работали банкиры Goldman Sachs или которые они финансировали. Затем Монти председательствовал в Комитете Казначейства Италии по вопросам банковской и финансовой системы, который определял финансовую политику страны. Неудивительно, что Goldman Sachs сделал ему предложение войти в его комитет международных советников. Два десятка высокопрофессиональных международных советников банка являются неофициальными лоббистами интересов Goldman Sachs, сотрудничающих с политиками, от которых зависит регулирование деятельности банка. В число этих советников входит также Отмар Иссинг, являющийся членом правления немецкого Bundesbank, Европейского Центробанка и одним из архитекторов евро.


Вероятно, самым известным экс-политиком в Goldman Sachs можно назвать Питера Сазерленда. Генеральный прокурор Ирландии в 1980-х годах и ещё один бывший еврокомиссар по вопросам конкуренции. Он является председателем совета директоров без исполнительных полномочий отделения британского брокерского отделения Goldman Sachs - Goldman Sachs International. До падения и национализации королевского Bank of Scotland Сазерленд был членом его совета директоров, не являющимся исполнительным лицом компании. Сазерленд активно выступал в Ирландии за принятие пакета финансовой помощи от ЕС, утверждая, что условия экстренных займов должны быть смягчены, чтобы не усугублять и так тяжёлое финансовое положение в стране. Эти летом ЕС согласился снизить ставки по процентам для Ирландии.

Переманивание вышедших из правительства разработчиков политических стратегий – это только первая половина Проекта. Вторая заключается во внедрении в правительства воспитанников Goldman Sachs. Как и Монти, Марио Драги, ставший 1 ноября президентом Европейского Центробанка, был как членом правительства, так и сотрудником Goldman Sachs. Он работал во Всемирном банке и был директором-распорядителем Казначейства Италии, а после, с 2002 по 2005 год, занимал пост управляющего директора в Goldman Sachs International, после чего вернулся в правительство в качестве председателя Центробанка Италии. Драги постоянно преследовала полемика относительно финансовых уловок, проводимых в Италии и других странах на периферии еврозоны, когда десять лет назад они пытались протиснуться в компанию единой валюты. При посредстве сложных финансовых инструментов Италия и Греция смогли уменьшить видимый объём своих государственных долгов, которые по правилам введения евро не должны были превышать 60% всего объёма экономики.  И за некоторыми из этих финансовых инструментов стояли люди из Goldman Sachs.

Банковские трейдеры создали определённое количество финансовых сделок, позволивших Греции заработать финансовые средства, с тем чтобы немедленно сократить бюджетный дефицит, при условии погашения обязательств через определённое время. В ходе сделки бивалютного процентного свопа в 2002 году Goldman Sachs предоставил правительству Греции финансирование в размере 1 миллиарда долларов. Со стороны Греции за сделку нёс ответственность Петрос Кристодулу из Национального Банка Греции, который начинал свою карьеру в Goldman Sachs, а затем был назначен на пост руководителя ведомства по управлению греческим долгом. Лукас Пападемос, ставший теперь премьер-министром Греции, в то время был технократом, руководящим Центробанком Греции.

Goldman Sachs утверждает, что сокращение госдолга, полученное после свопа, носит несущественный характер по отношению к правилам еврозоны, но банк всё же выразил некоторое сожаление по поводу сделки. Джеральд Корриган, партнёр Goldman Sachs, пришедший в банк, оставив пост руководителя отделения Нью-Йорка Федерального резерва США, заявил в прошлом году на парламентском слушании в Британии: «Оглядываясь назад, можно сказать, что стандарты прозрачности сделок могли бы и должны были бы быть намного выше». Когда вопрос был поднят на слушании в Европарламенте, где заслушивались показания относительно действий Драги в Европейском Центробанке, Драги заявил, что он не участвовал в сделках свопов ни в Казначействе, ни в Goldman Sachs.

Как оказалось, держать греческую ситуацию под контролем не представляется возможным. Будучи не в состоянии погасить свой долг, согласно последним европейским предложениям Греция попросит «добровольно» простить своих кредиторов 50% по её бондам. По общему согласию, однако, кредиторы более крупных государств, как Италия и Испания, должны получить свои деньги обратно в полном объёме. Этими кредиторами являются крупнейшие банки континента, и их состояние является главной заботой политических стратегов. «Мои бывшие коллеги в МВФ с ног сбились, стараясь оправдать пакеты финансовой помощи в размере 1.5% - 4 триллиона евро, - говорит Саймон Джонсон. – Что они означают? Спасение банков на 100%. Это тоже самое, что произошло в 2008 году. Механизмы разные в том смысле, что сейчас спасение происходит на государственном уровне, а не на банковском, но лежащий в основе принцип тот же».

Финансовая элита настолько уверена в том, что банки будут спасены, что некоторые осмеливаются делать ставки размером с собственную компанию. Джон Корзин, один из бывших директоров Goldman Sachs, вернулся на Уолл-стрит в прошлом году после почти десятилетия работы в политике и возглавил историческую компанию MF Global. Он поставил 6 миллиардов долларов из средств компании на то, что по итальянским бондам дефолта не будет. Когда в пошлом месяце об этом закладе узнали клиенты и партнёры компании, они решили, что иметь дело с MF Global может означать слишком большие риски, и через несколько дней последовал полный крах компании. Это было одним из самых крупных дел о банкротстве в истории США.

Если Италия перестанет платить по своим долгам, банки-кредиторы могут быть объявлены неплатёжеспособными. Goldman Sachs, имеющий страховку в размере 2 триллионов долларов, в том числе нераскрываемую сумму долга стран еврозоны, тоже потерпит убытки, особенно в том случае, если некоторую часть из 2-триллионной страховки должен будет покрыть обанкротившийся банк. Любой банк, особенно «Кальмар-вампир», не в состоянии с лёгкостью оторваться от щупалец себе подобных. Именно это лежит в основе выделения экстренной финансовой помощи, планов жёсткой экономии и усиления влияния Goldman Sachs. Альтернативой может быть второй финансовый кризис, второй крах экономики.


Хозяева еврозоны

 
Ирландия
Питер Сазерленд
Бывший Генеральный прокурор Ирландии
Председатель совета директоров без исполнительных полномочий Goldman Sachs International

Франция
Антонио Борхес
Бывший руководитель Европейского отделения МВФ
Бывший вице-председатель Goldman Sachs International

Италия
Марио Монти
Международный советник в Goldman Sachs

Марио Драги
Глава Европейского Центробанка
Бывший директор-распорядитель Goldman Sachs International

Греция
Лукас Пападемос
Новый премьер-министр Греции
Руководитель Центробанка Греции в эпоху заключения сделок с Goldman Sachs, позволивших скрыть размер государственного долга Греции

Петрос Кристодулу
Глава ведомства по регулированию греческого госдолга
Начинал свою карьеру  в Goldman Sachs

Бельгия
Карел Ван Мирт
Бывший еврокомиссар по вопросам конкуренции
Бывший международный советник Goldman Sachs

Германия
Отмар Иссинг
Бывший член правления Bundesbank
Один из создателей евро
Советник  Goldman Sachs

Комментариев нет:

Отправить комментарий