24 октября 2011

Эндшпиль в ливийской пустыне


НАТО, британское спецподразделение и последние часы жизни Муамара Каддафи

Бен Фармер
Сирт
22 октября

Буквально снесённый с лица земли за месяцы бомбардировок Сирт выглядит сейчас как огромный каменный скелет. В городе нет воды, пищи, электричества и жителей. Его улицы превратились в реки, после того как была разрушена водопроводная система, и бойцы были вынуждены передвигаться по пояс в бурой мутной воде.

 Photo: Majid Saeedi/Getty Images

Я приехал к позиции повстанцев, находившейся в западном пригороде Зафран, к запланированному наступлению на Округ Два – последний очаг сопротивления сторонников Каддафи. Повстанцы из Мисураты накануне сообщили мне, что должен состояться решающий штурм последнего бастиона защитников Каддафи. Тогда никто не подозревал, что и Каддафи готовится к завершающей фазе своего присутствия в Сирте. Сражающийся лидер был ранее вынужден отступить на 900 метров и в целях безопасности передвигался от дома к дому. Понимая, что кольцо окружения вокруг него скоро окончательно замкнётся, в среду вечером Каддафи отдал приказ подготовить автоколонну из 75 автомашин, чтобы покинуть Сирт и ехать в лежащий в 40 километрах Вади Джариф. Мансур Дау, телохранитель и родственник Каддафи, сказал, что полковник был «напряжён, но страха не испытывал». Но, как и мы, Каддафи не подозревал, что последует за его броском из окружённого города.

За 10 000 километров от Сирта, в похожей на лунный пейзаж пустыне Невада американские военные заметили на своих компьютерах примерно в 7.30 утра повышенную активность в Округе Два. Беспилотники Predator были направлены для слежения за автоколонной, которая на большой скорости направлялась в западном направлении.

Ничего не подозревая, я оказался посреди начавшегося хаоса, засев в изрешечённом снарядами здании телевизионной станции, которое, как предполагалось, должно было стать точкой начала штурма Округа Два. Битва принимала неожиданный оборот. В 8 утра началась сильная перестрелка, причём, стрельба велась с направления, которое было освобождено он сторонников Каддафи несколькими днями ранее. Около здания телестанции повстанцы бегали на полусогнутых ногах и прятались в проёмах сожжённых домов по улице, которая должна была быть защищена от каддафистов на восточном направлении, пытаясь понять, кто и откуда ведёт по ним огонь. «Планы поменялись. Сторонники Каддафи прорвались ночью. Они нас окружили», - спешно сообщил мне один из повстанцев.

Тогда, равно как и по прошествии нескольких часов, мы ещё не знали, что среди прорвавшихся в трехстах метрах от нас находился никто иной как сам полковник Муамар Каддафи. Он и его ближайшее окружение попытались вырваться на запад из разрушенного города в колонне автомашин. Но его последний ход в борьбе за жизнь закончился провалом.

Над Сиртом кружили мощно вооружённые американские беспилотники USMQ1 Predator, пилотируемые через спутник. Эти беспилотники обеспечивают получение разведданных и огневую поддержку при любых погодных условиях и в любое время суток. Они могут оставаться в воздухе до 18 часов и управляются дистанционно с военно-воздушной базы Крич в Неваде. Один из беспилотников получил команду атаковать автоколонну.

Находящийся в небе над Средиземным морем примерно в 70 километрах от побережья Ливии самолёт НАТО дальнего радиолокационного наблюдения взял на себя контроль над ведением боя и сообщил двум французским военным самолётам, что автоколонна сторонников Каддафи предпринимает попытку покинуть Сирт. Из беспилотника Predator была выпущена ракета «Hellfire», которая уничтожила первую машину автоколонны.

К этому времени войска НПС поняли, что сторонники Каддафи пытаются уйти из города, и небольшое число легко вооружённых повстанцев начали их преследование.

Со стороны всё это казалось диким хаосом. Но теперь стало известно, что такое развитие событий было, на самом деле, предусмотрено британской специальной авиадесантной службой и спецподразделениями их союзников, выступавшими в роли советников войск НПС.

Британские военные источники сообщили «The Sunday Telegraph», что небольшие команды военнослужащих специальной авиадесантной службы, находящиеся в Сирте, вооружённые, но имевшие строгий приказ не вступать в военные действия, предупредили повстанцев, что сторонники Каддафи могут предпринять попытку вырваться из города. При содействии других спецподразделений, в частности катарских, с которыми специальная авиадесантная служба сотрудничает уже на протяжении 20 лет, британские военные пытались донести до ливийских повстанцев необходимость обеспечить контроль над всеми ведущими из Сирта дорогами. Но несмотря на их усилия попытка каддафистов прорваться из Зафрана застала повстанцев совершенно врасплох.

В предыдущие две недели я неоднократно был свидетелем того, как ополченцы не могли по ночам удержать свои занятые днём позиции. Снова и снова каддафисты, совершенно неожиданно для ополченцев, без труда перемещались на новые позиции под покровом темноты.

Отсутствие должного наблюдения подвело их и в этот раз. Один из повстанцев признался мне, что в четверг утром они не следили за западным направлением и прозевали движущуюся автоколонну. Сторонник Каддафи Джибрил Абу Шнаф, который ехал в автоколонне и был взят в плен, сказал, что они воспользовались отсутствием организованности повстанцев. «Мы пытались уйти по шоссе, идущему вдоль моря, но попали под сильный обстрел и попытались уйти по другой дороге».

Вторая попытка оказалась успешной, и автоколонна покинула Сирт в направлении фермерских хозяйств, обстреливая позиции повстанцев. Авторитетный источник в министерстве обороны сообщил «The Sunday Telegraph», что в этот время военные специальной авиадесантной службы сообщили руководителям НПС, чтобы те в немедленном порядке направили свои войска к выездам из города и взяли его в окружение.

После того как ракета «Hellfire» попала в первую машину, автоколонна изменила направление, желая избежать обстрела, затем снова повернула на запад и начала разбиваться на несколько групп.

В это время разрешение присоединиться к атаке получили французские военные самолёты.

Группа из 20 автомашин находилась в пяти километрах от города и сделала временную остановку около окружённой стеной электроподстанции. Там по ней нанёс удар французский военный лётчик, выпустив две управляемые авиационные бомбы GBU-12 в середину автоколонны. Удар был чудовищным. Прибыв на место через несколько часов, я смог в этом убедиться: по крайне мере дюжина автомашин была разнесена на куски и сожжена, я насчитал более 25 погибших, некоторые тела остались обугленными в машинах. Этот авиаудар положил конец любой попытке отступления.

 Image by: ESAM OMRAN AL-FETORI / REUTERS

Мансур Дау, руководитель телохранителей Каддафи, сказал, что оставшиеся в живых «разбились на группы и разошлись в разные стороны».

Полковник Каддафи выжил, но, очевидно, был ранен в обе ноги. Оставшись предоставленный самому себе, на многое рассчитывать он не мог. Он  и несколько человек, в том числе, возможно, министр обороны Абу Бакр Юнис, спрятались в 300 метрах от уничтоженной автоколонны в дренажном трубопроводе, проходящем под проезжей частью. Именно здесь разыгралась последняя часть драмы.

Члены революционной бригады Аль Ватан, преследовавшие автоколонну и видевшие взрыв с безопасного расстояния, понятия не имели, кто находился в машинах.

Когда они обнаружили Каддафи, их первоначальное удивление быстро сменилось ликованием, а затем яростью. «Не думаю, что кто-нибудь верил, что Каддафи может быть там. Мы все полагали, что он где-нибудь на юге – в Нигере или в Алжире. Мы были в шоке, увидев его», - сказал повстанец Абдулла Хаким Хуссейни.

Повстанцы отняли у Каддафи его золотой пистолет, на котором были выгравированы слова «Солнце никогда не зайдёт над революцией Аль-Фатех», и мобильный телефон, последний звонок с которого, как выяснилось позднее, был сделан в Сирию.

Омран эль Овейб, командир захвативших Каддафи повстанцев, сказал, что полковник смог сделать, шатаясь, только несколько шагов, после чего упал. Оглушённый, окровавленный, запинающийся Каддафи перед смертью произнёс: «Вы что, не отличаете, где зло, а где – справедливость?»

Что произошло дальше, вызывает большое количество вопросов. Один их членов НПС, не пожелавший сообщить своё имя, признал, что, скорее всего, имел место самосуд. «Они жестоко избили его, а потом убили. Это война».

1 комментарий: