10 апреля 2012

«Что должно быть высказано»



«Приговор «антисемитизм» выносится быстро»
Г. Грасс «Что должно быть высказано»

Министр внутренних дел Израиля объявил в воскресенье о запрете на въезд в страну для скандально известного немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, антимилитариста Гюнтера Грасса. Писатель обвиняется в том, что в своей поэме «Что должно быть высказано» он представляет Израиль как угрозу для мира на планете.

Сам Грасс заявил, что его целью были не нападки на государство Израиль как таковое, а на политику его премьер-министра Беньямина Нетаньяху. «Человек, который, по моему мнению, наносит самой большой вред Израилю на данный момент – это Нетаньяху, и я должен был написать об этом в моей поэме. В настоящее время беспрецедентной опасностью является нависшая угроза предупредительного удара по Ирану, что будет иметь ужасающие последствия». 


Опубликованная в Süddeutsche Zeitung поэма Грасса вызвала в западных странах обширную полемику, сопровождающуюся нападками, яростность которые очевидно не сопоставима с заложенным в поэму посылом. 

Что должно быть высказано

Почему я так долго хранил молчание о том,

что открыто используется в военных играх,

по завершении которых, оставшиеся в живых

в лучшем случае будут лишь как примечания на полях книг?

Предполагаемое право на первый удар

может уничтожить иранский народ,

ставший жертвой крикунов,

собравшихся на организованных митингах,

потому что под сводами их власти 

может быть создана атомная бомба.

И всё же, почему я колеблюсь назвать

другую страну, в которой в течение долгих лет,

хотя и в обстановке секретности,

существует растущая ядерная мощь,

вне контроля и доступа со стороны,

за пределами какой-либо инспекции?

Это всеобщее замалчивание фактов,

перед которым склонился и я,

представляет для меня тревожную ложь,

и, вероятно, приведёт она меня к наказанию 

в тот самый момент, когда я стану её отрицать:

приговор «антисемитизм» выносится быстро.

Но сейчас, когда моя собственная страна,

периодически привлекаемая к ответственности

за задаваемые вопросы о собственных преступлениях,

которым нет сравнения,

оказывается отправным пунктом

(того, что есть просто бизнес,

который ведётся под маской закона о репарации),

поскольку отправляет ещё одну подводную лодку

для доставки ядерных боеголовок Израилю,

наличие у которого атомной бомбы ещё не доказано,

и лишь страх служит его свидетельством.

Я выскажу, что должно быть высказано,

но почему же я до сих пор молчал?

Потому, что я считал, что моё происхождение

запятнанное тем, что никогда не может быть смыто,

не может дать мне право ожидать от Израиля,

земли к которой я привязан, и всегда буду привязан,

открытого объявления правды.

Почему лишь сейчас, уже постаревший,

через чернила могу я сказать:

Атомная мощь Израиля угрожает

Уже хрупкому миру на Земле?

Потому, что завтра уже, возможно, будет поздно,

говорить о том, что должно быть высказано сегодня.

И потому, что, будучи уже обременёнными виной немцами,

мы можем предоставить инструменты для преступления,

которое можно предвидеть,

и наше сообщничество будет невозможно стереть

никакими банальными извинениями.

И конечно: я нарушил своё молчание

потому что мне тошно от лицемерия Запада,

и я надеюсь, что многие люди

освободятся от своего молчания,

призвав к ответу тех, кто несёт ответственность

за прямую угрозу, нависшую над нами,

чтобы они отказались от использования силы,

а также что люди настоят на том, чтобы как Иран, так и Израиль

разрешили бы международным наблюдателям

открытый допуск на свои ядерные объекты.

Иного пути нет,

Ни для израильтян, ни для палестинцев,

Ни для всех, живущих бок о бок во вражде

в этом регионе, оккупированном иллюзиями.

И, в конечном итоге, иного пути нет ни для кого из нас.

Гюнтер Грасс

1 комментарий:

  1. Ольга! Дорогая! Надеюсь, у Вас все хорошо!Может, где-то публикуетесь. Пожалуйста, сообщите тогда!
    Обнимаю. Помню)

    ОтветитьУдалить