Становление европейской олигархии
Майкл Хадсон
Бывший экономист Уолл-стрит, профессор
Университета Миссури
Frankfurter Allgemeine Zeitung
3 декабря
«Der Krieg der Banken gegen das Volk»
Самым простым способом объяснить финансовый
кризис в Европе можно, рассмотрев суть предложений, направленных на его
разрешение, кои воплощают собой заветную мечту банкиров и являются для них спасательным
комплектом уступок, на которые не согласится ни один разумный европейский
избиратель в случае проведения демократического референдума. На опыте дважды
проведённого в Исландии референдума, когда граждане этой страны не одобрили
правительственный план капитуляции и погашения потерь британских и голландских
банков, возникших в результате неудовлетворительного регулирования зарубежных
операций исландских банков, банковские стратеги решили больше не подвергать свои
планы риску непредсказуемых результатов демократического референдума. В
отсутствие такого референдума массовые демонстрации стали единственной
возможностью для греческих избирателей высказать своё отрицательное отношение к
приватизации в размере 50 миллиардов евро, которую потребовал провести
Европейский Центральный Банк осенью 2011 года.
Проблема заключается в том, что у Греции
не хватает денег для выкупа собственных долгов и погашения процентов по займам.
ЕЦБ требует продажи государственных объектов - земель, водопроводных и
канализационных систем, портов и пр., а также урезания размеров пенсий и других
социальных выплат. Те самые 99% населения, по понятным причинам, испытывают
сильное негодование оттого, что именно богатая верхушка несёт ответственность
за дефицит бюджета, переведя только в швейцарские банки 45 миллиардов евро. Нельзя
не понять возмущение людей, живущих только на зарплату, у которых отнимают
пенсии, с тем чтобы выплачивать долги, возникшие в результате действий
уклоняющихся от уплаты налогов лиц, при этом отмена налога на богатство, введённая
во время режима «черных полковников», действует до сих пор.
Демократическая политика налогообложения должна
восстановить прогрессивный подоходный налог и налог на собственность, а также
штрафование в случае уклонение от их уплаты. Начиная с 19 века демократические
реформаторы стремились к освобождению экономики от потерь, коррупции и «непроизводственного
дохода». Тройка ЕЦБ, в свою очередь, вводит регрессивный налог, который
возможен только при передаче полномочия на политические решения в руки
неизбранных технократов. Этот термин является циничным, с оттенком научности
эвфемизмом для обозначения финансовых лоббистов или бюрократов, узкий кругозор
которых прекрасно подходит для выполняемой ими роли полезных идиотов в
интересах их спонсоров. Их идеология представляет собой отражение философии
жёсткой экономии, которую Мировой Валютный Фонд навязал в 1960-1980-х годах
должникам из стран третьего мира. Заявляя о необходимости стабилизации платежей
и устанавливая свободные рынки, эти функционеры продали экспортные сектора и
базовую инфраструктуру покупателям из стран-кредиторов. В результате принявшие
план жёсткой экономии страны были вынуждены залезть в ещё большие долги, беря
займы у иностранных банков и собственных олигархов.
Именно на этой беговой дорожке стоят
сейчас страны еврозоны с социальной демократией. Ввиду чрезвычайного
финансового положения, зарплаты и уровень жизни будут понижаться, а
политическая власть перейдёт от избранного правительства к выступающим от лица
крупных банков и финансовых институтов технократам. Рабочая сила
государственного сектора будет приватизирована и лишена поддержки профсоюзов, в
то время как социальное обеспечение, расходы на пенсионные программы и
здравоохранение значительно сокращены.
Это основной сценарий, которому следуют
корпоративные рейдеры при опустошении пенсионных программ, чтобы расплатиться
со своими кредиторами путём приобретения компаний за счёт заёмных средств.
Именно таким образом была приватизирована экономика бывшего Советского Союза
после 1991 года, когда объекты государственной собственности были переданы в
руки клептократов, сотрудничающих с западными инвестиционными банками с целью сделать
привлекательными для глобальных финансовых рынков фондовые биржи России и
других стран. Налоги на собственность были сокращены, введён фиксированный
подоходный налог (кумулятивный налог в Латвии достигал 59%). Промышленность
прекратила своё существование, поскольку права на землю и полезные ископаемые
перешли к иностранным инвесторам, экономика всё больше увязала в долгах,
квалифицированная и неквалифицированная рабочая сила была вынуждена эмигрировать
за рубеж с целью найти там работу.
Используя в качестве предлога целенаправленную
политику стабильности цен и свободных рынков, банки создали пузырь на рынке
недвижимости, покупаемой в кредит. Рентный доход был превращён в банковские
займы и выплачивался в виде процентов. Это принесло банкам громадные прибыли,
однако, страны Прибалтики и большей части Центральной Европы оказались к 2008
году в затруднительном долговом положении, имея отрицательный капитал.
Неолибералы аплодировали сокращению в этих странах размеров заработной платы
и ВВП, выдавая их за историю успеха,
поскольку эти государства перенесли налоговое бремя с финансов и собственности на
трудовое население. Правительства помогли банкам за счёт налогоплательщиков.
Общеизвестно, что решение любой масштабной
социальной проблемы имеет тенденцию создавать ещё бóльшие проблемы. И не всегда
это делается непреднамеренно. С точки зрения выгоды финансового сектора,
«решение» кризиса еврозоны заключается в полном отказе от целей Прогрессивной Эры
прошлого столетия, которые Джон Мейнард Кейнс в 1936 году с надеждой называл
«эвтаназией рантье». Идея заключалась в подчинении банковской системы интересам
экономики, а не наоборот. Случилось, однако, то, что финансы превратились в
новый метод ведения войны – внешне менее кровавой, но имеющей те же цели, что и
викинги тысячу лет назад, когда совершали набеги на прибрежные чужие территории:
захват земель, залежей полезных ископаемых, инфраструктуры и всего того, что
могло обеспечить регулярный поток поступления доходов. Именно для оценки и
капитализации их стоимостей Вильгельм Завоеватель создал после 1066 года
«Кадастровую книгу» - образец расчётов в стиле ЕЦБ и МВФ.
Подобное присвоение экономической прибыли
с целью осуществления выплат банкам представляет собой для большинства
европейцев настоящий переворот их традиционных ценностей. Введение плана
жёсткой экономии и сворачивание социальных программ влечёт за собой
необходимость убеждения избирателей в отсутствии альтернативы. Звучат заявления
о том, что при отсутствии прибыльного банковского сектора (хищнический характер
которого не имеет в данном случае значения) экономика рухнет, поскольку потери
банков, возникшие в результате непогашенных кредитов и биржевых спекуляций,
потянут вниз всю систему расчётов. В этом случае не помогут ни органы
государственного регулирования, ни лучшая налоговая политика – ничего, кроме
передачи контроля лоббистам с целью спасения банков от потерь по их финансовым требованиям,
которые они сами же и создали. Что нужно банкам – это превращение экономической
прибыли в выплачиваемые им проценты по займам, а не инвестирование её в
социальные программы, повышение уровня жизни или создание новых инвестиций.
Финансы живут короткими сроками. Эта недальновидность обречена на провал,
однако, упорно выставляется как научно обоснованная. Альтернатива, как уверяют
избирателей – это путь к крепостной зависимости: вмешательство финансового
регулирования и прогрессивного налогообложения в действия «свободных рынков».
Альтернатива, конечно, существует. Это то,
что схоласты европейской цивилизации пытались создать начиная с 13 века, в
эпоху Просвещения и расцвета классической политической экономии: экономику, свободную
от непроизводственного дохода и личных интересов, пользующихся монопольным
правом «извлечения ренты». В руках неолибералов свободный рынок является
свободным только для пользующегося налоговыми преимуществами класса рантье,
извлекающего для себя проценты, экономическую ренту и монопольные цены. Деловые
круги рантье представляют своё поведение как эффективное «создание состояния». Бизнес-школы учат приватизаторов методам
оформления банковских займов и финансированию путём выпуска облигаций, отдавая
в залог всё, с чего можно взимать плату за услуги общественной инфраструктуры,
продаваемые государством. Смысл заключается в получении данного дохода банками
и держателями облигаций в виде процентов, а затем получения дохода от прироста
капитала, увеличив плату за доступ к дорогам, портам, пользование водопроводной
и канализационной системами и другими основными услугами. Правительствам
говорится, что экономика может стать более эффективной при условии сворачивания
государственных программ и продажи его активов.
Никогда ещё разрыв между мнимой целью и
фактическим эффектом не достигал лицемерия такого масштаба. Получая проценты по
займам и доходы от прироста капитала, освобождённые от налогов субъекты лишают
государство доходов от плат за пользование, что увеличивает дефицит бюджета.
Вместо способствования стабильности цен (мнимой первостепенной задачи ЕЦБ)
приватизация влечёт за собой рост цен на инфраструктуру, коммерческую
деятельность, жильё и другие факторы стоимости жизни, получая прибыль путём повышения
процентов по займам и других накладных расходов, а также заработных плат своих
менеджеров. Поэтому заявление о том, что данная политика является более
эффективной просто потому, что деньги занимают приватизаторы, а не государство,
имеет чистой воды идеологическую подоплёку.
Не существует никакой технологической или
экономической необходимости в том, чтобы европейские финансовые менеджеры
переносили тяготы кризиса на такое большое число населения. Однако для банков, получивших
контроль над экономической политикой ЕЦБ, существует великолепная возможность сорвать
большой куш. Начиная с 1960-х годов кризисы платёжного баланса предоставляли
банкам и ликвидным инвесторам удобный случай взять в свои руки контроль над
бюджетно-налоговой политикой – перенести налоговое бремя на налогоплательщиков
и свернуть расходы на социальные программы в пользу субсидирования иностранных
инвесторов и финансового сектора. Они только выигрывают от политики жёсткой
экономии, которая нацелена на понижение уровня жизни и сокращение социальных
выплат. Долговой кризис позволяет отечественной финансовой элите и иностранным
банкам втянуть в долги остальную часть общества путём использования своих
кредитных льгот (или накоплений) в качестве рычага для захвата активов и
навязывания долговой зависимости всему населению.
Такого рода военные действия, охватывающие
в данный момент Европу, выходят далеко за рамки экономической политики. Они
угрожают приходу к власти финансовых олигархий. Для такого смелого захвата
активов и власти необходим кризис, который приостановил бы действие
существующих политических и демократических законодательных процессов.
Политическая паника и анархия влекут за собой вакуум, в котором захватчики
могут действовать быстро, используя риторику финансовой дезинформации и барахольной
экономики, чтобы обосновать своекорыстные решения создавшейся проблемы путём
ложного представления истории экономики, что сегодня происходит в особенности в
случае с Германией.