Датская полиция по просьбе своих
французских коллег допросила Ларса фон Триера по поводу пресс-конференции на
Каннском кинофестивале, на которой он заявил о том, что «понимает Гитлера» и является «нацистом». Допрос проведен в рамках уголовного дела,
заведенного полицейскими французского города Грас: фон Триер подозревается в «потворстве военным преступлениям».
20 мая
Полемика, возникшая на Каннском кинофестивале,
оказавшемся бесхребетным инструментом правительства, одержимым только собственным
имиджем, в результате которой Ларс фон Триер был объявлен на фестивале персоной
нон грата из-за своих высказываний, которые начались с упоминания о воспитании
режиссёра евреем, является вопиющим примером лицемерия, когда из мухи делают
слона (запретило бы руководство фестиваля фильм «Продюсеры»? Едва ли).
Во Франции действуют строгие законы в отношении антисемитских
высказываний (наказание в виде шести месяцев тюрьмы имеет недвусмысленную историческую
связь с распространённым среди французов коллаборационизмом с нацистами во время
Второй Мировой войны). Франция наряду с Голландией является страной, граждане
еврейской национальности которой пострадали больше, чем в других западноевропейских
государствах, и зачастую не без помощи граждан не еврейской национальности. Судя
по многим признакам, антисемитизм в современной Франции буйно цветёт (хотя вина
за это возлагается на мусульманских иммигрантов; я впервые столкнулся с
антисемитизмом, живя и работая во
Франции).
Сравните Францию Виши и родную Данию фон Триера,
которая также была оккупирована нацистами, однако, на
коллаборационизм не согласилась: датчане не только спасли буквально всё своё еврейское
население (переправляя людей морем по ночам в Швецию), но даже когда немцы потребовали
от всех датских евреев носить на одежде жёлтую звезду, сам король вышел на
улицу, прикрепив эту звезду на рукав в знак солидарности с гражданами своей
страны.
На пресс-конференции фон Триер упомянул, как в
своё время он обнаружил, что не является настоящим евреем (его воспитывал отчим,
хотя это и не важно, особенно в религии/культуре, где национальность ребёнка
определяется по матери), а на самом деле немцем (а вы ожидали нормальный ответ
от этого гения?). Конечно, его шутки о евреях, Гитлере и Израиле были неуместны
на пресс-конференции, хотя и были чистой импровизацией и не содержали злого
умысла (рядом с фон Триером сидела еврейка Шарлотта Генсбур).
Возможно, Мел Гибсон и не распространялся о своих
предрассудках на пресс-конференции кинофестиваля (он вообще отказался на ней
присутствовать), но этот язвительный засвидетельствованный антисемит прошёлся
по красной дорожке и позировал фотографам в целях рекламы своей роли в фильме
Джоди Фостер «Бобёр», который и рядом не стоит с гениальностью даже самого
незначительного фильма фон Триера. И для справки – так называемый педофил Роман
Полански всегда принят здесь с распростёртыми объятиями.
Многие, в том числе и директор Датского
кинематографического института, приняли участие в клоунаде кидания в фон Триера
грязью. Я вырос в очень еврейской семье. По материнской линии мои предки были талмудические
учёные, раввины и комики разговорного жанра на идиш. Как и многие евреи, мы
часто прибегали к чёрному юмору, когда вспоминали о самых ужасающих и
чувствительных темах – например, убийстве шести миллионов человек нашего народа
(сводные брат и сестра моего отца погибли в концлагерях). Я мог сам высказывать
подобные комментарии, и, несомненно, так и делал. Во время холокоста такого
рода шутки ходили среди заключённых концлагерей, особенно были популярны
анекдоты о Мойше, еврейском пареньке, скрывающемся от нацистов, которые для
несчастных жертв были небольшой роскошью посмеяться перед лицом непостижимого
террора.
Даже в Боснии, где имел место второй по масштабу
геноцид прошлого века и в которой я занимался зарубежными программами после
боснийской войны, я слышал от местных бесчисленное количество шуток чёрного
юмора, в которых упоминались имена убитых или искалеченных в те страшные годы. С
незапамятных времён комичный взгляд на трагедию помогал выжить.
Трагикомедия является нормой среди многих моих
еврейских собратьев, поэтому нет ничего противоречивого в том, что фон Триер
позволил себе юмористические комментарии на пресс-конференции, последовавшей за
выдающейся и наполненной глубоким смыслом «Меланхолией». Великолепный фильм Йоава
Шамира «Клевета» показал руководителя Антиклеветнической Лиги Абрахама
Фоксмана, который возглавил волну возмущения против фон Триера, как дурака и
оппортуниста, коим он и является. Мало кто ожидал, что дело зайдёт настолько
далеко, что телевизионные нарезки будут создавать впечатление о фон Триере как
поклоннике Гитлера. Может ли это быть связано с тем, что Канны имеют славу
зимнего места отдыха богатых евреев, а в самом городе постоянно проживает
большое число ортодоксальных евреев и евреев-хасидов?
Между тем, «Меланхолия» - это
шедевр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий