04 сентября 2011

Исламистский лидер Ливии


Бабак Деганпишех
2 сентября

Освобождённый в прошлом году из тюрьмы Абу Салим по инициативе Саифа Каддафи  основатель Ливийской исламской боевой группы становится главой Военного совета Триполи.

Абдель Хаким Белхадж, Триполи, Ливия, 31 августа 2011 (Francois Mori / AP Photo)

Абдель Хаким Белхадж вызывает опасения даже у части ливийцев. Его революционные заслуги более чем впечатляют. Кода повстанцы прорвались через ворота резиденции Каддафи в Триполи, командиром, который возглавил штурм, были никто как иной, как 45-летний Белхадж. Закалённый в боях ветеран лично подготовил немалое число повстанцев в западных горах Ливии. Теперь Национальный переходный совет назначил его главой недавно созданного Военного совета Триполи, под командованием которого находится около 8000 военнослужащих -  самое большое войско в Ливии.

Проблема заключается в том, что история Белхаджа в качестве противника Каддафи носит слишком впечатляющий характер. Белхадж является одним из основателей Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ), которая значится в списках Госдепартамента США и министерства иностранных дел Великобритании как международная террористическая организация. Несколько бывших и настоящих членов ЛИБГ занимали и занимают высокие должности в «Аль-Каиде», например, руководитель операций Атийя Абд аль-Рахман, убитый в результате бомбардировки дронами ЦРУ. ЛИБГ не является единственной военной исламистской силой в Ливии, но она самая значительная и, очень возможно, самая опасная.

Белхадж не скрывает того, что встречался c Бин Ладеном в конце 1980-х годов, когда они вместе воевали против советских войск в Афганистане. Однако он не разделяет целей «Аль-Каиды». «Встреча с человеком, исповедующим определённую идеологию, не означает, что я её разделяю, - заявил Белхадж журналисту The Daily Beast. – Я поехал в Афганистан не для того, чтобы воевать вместе с Бин Ладеном. Я поехал в Афганистан, чтобы поддержать афганцев и сражаться вместе с ними».

Заявления Белхаджа о своей невиновности, однако, не сняли опасений относительно возможных действий со стороны его товарищей исламистов. Никто не может сказать с уверенностью, насколько они сильны и есть ли у них в планах захват власти. «Заставить верить политиков Запада в то, что эти люди полностью поменяли свои политические взгляды, означает просить слишком многого», - заявил член британского парламента Рори Стюарт, прослуживший в 2003 году коалиционным управляющим двух иракских провинций. Стюарт посетил Триполи на прошлой неделе. «Они кажутся намного более умеренными в своих взглядах. Но мои опасения остаются при мне».

Белхадж настаивает на том, что повода для беспокойства нет: «Нашей целью является создание свободного гражданского правительства, отсутствовавшего на протяжении более 40 лет». Очень возможно, но существуют свидетельства того, что некоторые ливийские сторонники жёсткого курса придерживаются других взглядов. Во-первых, в июле был убит начальник штаба армии Абдель Фатта Юнис. Его убийцы до сих пор находятся на свободе, и, по мнению многих, относятся к исламистской группе в рядах повстанцев. Преемник Осамы бин Ладена Айман аль-Завахири, в свою очередь, публично призвал ливийцев направить своё оружие против НАТО. И хотя пока никто не отозвался на этот призыв, факт разграбления арсеналов Каддафи вызывает тревогу. По мнению министра иностранных дел Алжира, Мурада Меделси, оружие попало к североафриканской ветви «Аль-Каиды», с которой алжирское правительство борется на протяжении многих лет. «Это не просто озабоченность, - заявил Меделси французской радиостанции Europe 1 на прошлой неделе. – Это несомненный факт». Отношения его страны с повстанцами уже и так достаточно напряжённые после того, как на прошлой неделе Алжир заявил, что предоставил убежище супруге Каддафи Сафие и трём его детям.

Ливийский диктатор и Алжир разделяли недоверие по отношению к воинствующему исламу. После своего прихода к власти в 1969 году Каддафи объявил войну ливийской ветви «Братьев мусульман». После уничтожения этой группы он занялся истреблением исламских организаций и отдельных индивидуумов, которых рассматривал как потенциальную угрозу. Во избежание ареста или казни многие исламисты бежали из страны, но многие ливийцы примыкали к рядам антикаддафистов во имя ислама. Исследованные журналистами Newsweek and The Daily Beast документы из штаб-квартиры известной Службы внутренней безопасности в Триполи содержат информацию о тысячах заключённых. Самое распространённое обвинение – джихад. Самый распространённый приговор -  пожизненное заключение.

Абу Абдулла Садек – псевдоним Белхаджа – на протяжении многих лет возглавлял список самых разыскиваемых режимом Каддафи лиц. Как и многие ливийцы, он скрывался в 1980-х годах в лагерях джихадистов в восточном Афганистане. Белхадж вернулся в Ливию в 1994 году и вместе с ветеранами афганской войны создал Ливийскую исламскую боевую группу. «Мы хотели свергнуть режим», - заявляет Белхадж. Коренастый мужчина с аккуратно подстриженной бородой, Белхадж объединил в 1995 году сотни боевиков, чтобы поднять кровавый мятеж против войск Каддафи в восточной Ливии. В ответ режим послал тысячи военнослужащих, подавивших восстание в прибрежном городе Дерна, затем последовали массовые аресты и казни исламистов в Бенгази.

В очередной раз лишившийся родины, Белхадж отправился по миру, посетив Турцию, Китай, Малайзию и Судан. В 1998 году он приехал в Афганистан, где во второй раз встретился с Бин Ладеном. К тому времени планы последнего приобрели более масштабный характер. Незадолго до их встречи Бин Ладен выпустил свою знаменитую фетву, призывая к беспорядочным убийствам американцев и евреев по всему миру. Он предложил Белхаджу принять участие в джихаде. «Тогда он был очень знаменит, -  вспоминает Белхадж. – Мы обсуждали с Бин Ладеном его организацию, и я был против его идей. Мы не поддерживали их ни в плане логистики, ни идейно. Я сказал ему, что Аллах не призывал нас нападать на всех».

Независимо от того, что он действительно думал об «Аль-Каиде», в 2003 году Белхадж столкнулся с серьёзной для себя проблемой, когда Каддафи внезапно решил заключить с Западом мир. В качестве ответного жеста Госдепартамент США добавил ЛИБГ в список террористических организаций, и значительные ресурсы американских разведывательных служб были направлены на то, чтобы помочь ливийскому режиму выследить членов группы. Результат не заставил себя ждать: малазийские власти задержали Белхаджа в Куала Лумпуре и передали его агентам ЦРУ в Таиланде. Белхадж заявляет, что его подвергали пыткам. ЦРУ выяснило, что он не несёт никакой угрозы для безопасности США, и Белхадж был отправлен в Ливию. В Триполи его заключили в тюрьму Абу Салим, где он, как предполагалось, просидит до конца своих дней. Но вскоре Саиф аль-Ислам Каддафи начал с Белхаджем и другими исламистскими лидерами переговоры о возможном перемирии и освобождении заключённых. Документы из штаб-квартиры Службы внутренней безопасности в Триполи включают электронную переписку от 2006 года, которую вели представитель правительства Ливии и член ЛИБГ относительно организации встречи двух сторон. Результатом переговоров стало освобождение 80 заключённых-исламистов в 2008 году и 200 других заключённых в 2010 году, в число которых входил и Белхадж.

Получив долгожданную свободу, Белхадж абсолютно не желал попасть обратно за решётку. Он объявил переговорщикам, что ЛИБГ была распущена, и заявил, что сам полностью изменился, т.е. оставался таковым до начал восстания в начале этого года, когда, наконец, увидел возможность свергнуть режим. Теперь, после победы повстанцев, он снова старается выглядеть демократическим центристом. Однако многие ливийцы выражают скептицизм по поводу того, что Белхадж и другие исламисты действительно отказались от радиальных взглядов.

Другая часть ливийцев выражает уверенность в том, что демократия победит. «Исламисты на 99% умеренны, -  заявил Аламин Белхадж (не имеет никакого отношения к командиру повстанцев), основатель ливийской ветви «Братьев мусульман». -  Я знаком с большинством из них. Экстремистов среди них немного,  нормальные люди их ненавидят. Их идеология не может быть принята».

Абдель Хаким Белхадж настаивает на том, что сейчас он хочет только мира. «Я хочу сказать Западу, что мы не держим ненависти на них. Это Каддафи ненавидел Запад и Америку». Ливийским политикам и их западным союзникам не остаётся ничего иного, как ждать, употребят ли свой смертоносный практический опыт джихадисты, подобные Белхаджу, в поддержку новому правительству или свергнут его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий